Портрет на заказ. Портрет по фотографии. Картины для интерьера
"В детстве люди обычно мечтают о взрослой жизни, о том, кем они будут. Я не была исключением, тоже мечтала о разных профессиях, однако все они были связаны с искусством. Сегодня я могу смело сказать, что занимаюсь тем, к чему "лежит душа" и кисть в руки беру каждый день, а это очень важно для художника... Свое вдохновение я черпаю из каждого мгновенья в своей жизни, радуясь осенней слякоти или зимнему морозу, городской суете или деревенской тишине. "
Статьи
Статьи о Тютиной-Зайковой Екатерине

 

ИДУЩАЯ ПО СОЛНЕЧНОЙ СТОРОНЕ

А вы знаете, что само понятие «прогулка» появилось не так уж давно. Веке так в восемнадцатом. Именно тогда Жан-Жак Руссо во Франции и Вордсворд в Англии вдруг открыли для себя, а заодно и для всего остального мира, что просто гулять по лесам и паркам – это очень здорово. Именно просто гулять. Не мчаться сломя голову куда-то по делам, не скакать, как Д`Артаньян на взмыленной лошади, за подвесками королевы. Не совершать предписанный врачами променад. И даже не танцевать в парке при луне под звуки лютни. А просто гулять. И неспешно разговаривать при этом. Любоваться внезапно возникшими перед глазами пейзажами. Думать. Иногда сочинять стихи. Помните у Анны Ахматовой: «Лёгкий груз одиноких прогулок я охотно опять понесу». Или Розенбаумовское, лиричное: «Налетела грусть, ну что ж, пойду, пройдусь...» Именно это особое, прогулочное настроение у меня всегда возникает, когда я встречаюсь с работами екатеринбургской художницы Екатерины Тютиной-Зайковой. А встречаюсь я с ними, к счастью, довольно часто. За годы нашей дружбы мы вместе организовали и провели десятки экспозиционных проектов. Это были и персональные выставки Кати, и совместные проекты с другими художниками, и арт-балы с арт-гостиными, и мастер-классы. Благо, Екатерина Тютина-Зайкова творит легко и вдохновенно, неустанно прогуливаясь со своим этюдником по площадям и улицам Екатеринбурга или разъезжая по городам и весям Свердловской области, а в последние годы все чаще забираясь и дальше.

- Жизнь пейзажиста по сути и должна состоять из непрерывных прогулок и путешествий, - улыбается художница. – Ты все время находишься в поиске. В поиске новых сюжетов, ракурсов, впечатлений, контуров, бликов. Впрочем, природа так талантлива, что одного взгляда на ветку березы, или цветущую клумбу, или плывущее по небу облако мне хватает, чтобы вдохновение пришло. Еще Левитан говорил в свое время, что на свете нет ничего лиричнее и трогательнее русского пейзажа. Наша природа и впрямь удивительно талантлива. Ей присуще то особое, неброское изящество, которое так трогает душу человека. И мы привыкли к этой прелестной и такой элегантной цветовой гамме, которую нам подарил наш климат. Но тем радостнее мы воспринимаем те праздники, которые нам порой дарит наш суровый уральская край. Например, цветение сирени, или дождь лепестков цветущей яблони, или красные гроздья рябины. Я всегда с особенным удовольствием жду этих красочных «фестивалей». И у меня есть свои излюбленные места, где я предпочитаю встречать эти особые дни, когда кажется, будто у яблони наступает день рождения, и она всех приглашает к себе на праздник, для того, чтобы ею всласть налюбовались. Так что я со своим этюдником здесь очень кстати. Должна же эта красавица получить, наконец, свой парадный портрет!

«Парадные портреты» Екатерина Тютина-Зайкова с удовольствием пишет не только с цветущих яблонь, но и с екатеринбургских мостов, особняков, парковых аллей, фонтанов и даже фонарей. Особенно ей пришлись по вкусу два знаменитых фонаря рядом с Оперным театром. Эти фонари в последнее время пользуются в городе особой популярностью. На них периодически надевают оранжевые абажуры, и тогда они выглядят как-то особенно уютно.

- Это удивительное место, - говорит художница. – Недаром эту аллею екатеринбуржцы часто называют «аллеей любви». На этом маленьком пространстве как-то всё сошлось, самые разные времена, стили и эпохи. Напротив нашего уютного, очаровательного Оперного театра гордо стоит величественное здание Уральского Государственного Университета, выдержанное в монументальном «палладианском» стиле. А между ними очень удачно вписан памятник Якову Михайловичу Свердлову, как бы напоминая о тех временах, когда город носил его имя. К этому памятнику можно по разному относиться, но с градостроительной точки зрения он там смотрится очень хорошо. От памятника открывается прекрасный вид на здание мэрии с его золотым шпилем, всегда создающим у вас торжественное настроение. В ясные дни он просто сияет, напоминая шпиль санкт-петербургского Адмиралтейства. А слева взмывает вверх «свечка» Высоцкого, как символ уже нашего времени. Так что «песня пространства», как это называют архитекторы, здесь звучит удивительно полифонично. Когда же все это еще и овеяно свежей листвой и гроздьями цветущей сирени, которая со всех сторон окружает памятник Свердлову, наступает настоящий живописный апофеоз. Я очень люблю рисовать это место, и оно мне как-то особенно удается. Наверное, отвечает взаимностью на мою влюбленность.

Взаимностью Кате отвечают и другие романтичные места Екатеринбурга. Она любит рисовать Вознесенскую горку и Царский мост, парк Литературного квартала и Екатерининскую часовенку возле фонтана «Каменный цветок». Ее живописные прогулки приводят нас то в густые кущи Зеленой рощи, то на Метеорологическую горку, то к голубой акватории Верх-Исетского пруда, украшенной белоснежными крыльями парусов традиционной регаты.

- Вы заметили, что город с каждый годом становится все более занятным, - улыбается Катя. – Он очень динамично развивается. И еще он очень живописен. То, что он построен, как говорится «на семи холмах», прямо как древний Рим, делает его «профиль» чрезвычайно выразительным. А так как пейзажист постоянно находится в поисках все новых и новых удачных ракурсов, я с огромным удовольствием нахожу в нем все новые и новые поводы для вдохновения. Вот сейчас, к примеру, на берегу Исети строится новый, чрезвычайно интересный дом, ребристый такой, и я уже жду не дождусь, когда можно будет прийти на берег реки с этюдником и насладиться этим новым мотивом. С другой стороны, когда ты постоянно рисуешь город, ты привыкаешь к каким-то сюжетам и контурам, они становятся для тебя родными, и их утрата для тебя как-то по-особенному болезненна. Так, к примеру, когда погибла наша Башня, которую я не раз и не два рисовала, для меня это было подобно утрате друга. Без этой динамичной вертикали город безусловно утратил что-то весьма существенное. Так же мне жаль, что погибли не просто какие-то старинные дома, а целые улицы, кварталы, и в то же время я понимаю, что это неизбежно. И роль художника, в частности, состоит еще и в том, что в его работах запечатлевается то состояние города, которое ему удалось увидеть. Екатеринбург сейчас удивительно многолик. В одном квартале могут встречаться самые разные времена и стили. Девятнадцатый век с его очаровательной провинциальной эклектикой соседствует с модерном двадцатых готов с его неповторимыми «ленточными окнами», которыми так славится наш город. А рядом уже возносятся ввысь современные небоскребы. И мне нравится удивительная энергия этого города, разнообразие его ракурсов. Все это очень вдохновляет.

Екатеринбург Екатерины Тютиной-Зайковой – это ещё и удивительно солнечный город. Солнце в нем повсюду. Его лучи играют на молодой зелёной листве аллей, золотят купола церквей, отражаются в зеркальных стеклах небоскребов, купаются в сияющих струях его фонтанов. Даже лужи в парках на полотнах Кати отражают солнце и выглядят удивительно оптимистично. Чувствуется, что в этом городе можно очень хорошо и интересно жить.

- Я считаю этот город своим родным, хотя родилась я не здесь, - говорит художница. – Но, быть может, именно то, что я приехала сюда уже достаточно взрослым человеком, помогло мне увидеть его таким, каким его видит именно путешественник, «человек приезжий», то есть без всякой предвзятости. Увидеть его, удивиться ему, восхититься и полюбить всей душой. Ведь именно этот город сформировал меня как художника. Именно с ним связана и моя творческая биография, и моя любовь, моя семейная жизнь. Здесь родилась моя дочь, и я рада, что она живет именно в этом городе. Все это шаг за шагом отражалось в моих работах. И наши романтические прогулки с мужем по аллеям и паркам Екатеринбурга, и то, как я гуляла потом с коляской и этюдникам по тем же маршрутам, и то, как сейчас я вожу дочку на балет или в детский садик. Может быть, именно эти счастливые воспоминания и делают мои пейзажи столь солнечными и оптимистичными. Мне иногда вроде и хочется написать что-нибудь грустное и задумчивое, но пока не получается. Даже дождь у меня выходит какой-то веселый, солнечный, добрый. Я вообще стараюсь, чтобы мои работы были именно добрыми, чтобы от них исходило тепло.

Добрыми и теплыми у Екатерины Тютиной-Зайковой получаются и ее веселые, сказочные работы. К сказочной тематике Катя обратилась сравнительно недавно, но уже создала целую серию работ, объединенных общим названием «Там на неведомых дорожках медведи пляшут в босоножках». Это совершенно удивительный мир, в котором можно встретить не только классических Машеньку и Медведя, которые мирно чаевничают за по-русски щедро накрытым столом, но и целую компанию мохнатых хозяев леса, вольготно разлегшихся на полянке под кустами спелой малины и вовсю наслаждающихся этой самой малиной и медвежьим общением. А в другой раз, на другом полотне эти же медведи, принарядившись, сменив лапти на модельные туфельки и штиблеты уже кружатся среди сосен в «Таежном танго». Даже портрет своих родителей Катя однажды решила изобразить в виде дружной четы медведей, причем мама-медведица наряжена в роскошный павло-посадский платок, а большой и добродушный папа-медведь по зимней погоде кутается в полушубок и треух.

- Мне вот как-то пригрезилась однажды такая страна «Медведия», - смеется Катя. – И строчка сразу в голове возникла о том, как «на неведомых дорожках медведи пляшут в босоножках». Причем, в красных таких босоножках, нарядных, лакированных, на каблучках. И машут платочками при этом. А потом сюжеты просто посыпались. К примеру, сидят медведь и медведица у костра и мечтают, или звезды считают, или философствуют на свои медвежьи темы, и самое главное, смотрят в одну сторону, а ведь это в семейной жизни, как вы понимаете, самое главное. И еще мне показалось, что в этой стране очень хорошо и весело жить. Дом у таких медведей должен быть полная чаша. Чтобы и медный начищенный самовар на столе, и горка блинов на блюде, и варенье в банках на полках, и вышитые занавески на окнах, и вязанные половички на полу. А за окном чтобы на ветках сидели красногрудые снегири. Я еще снегирей очень люблю, они так всегда украшают нашу зиму. Вот мне и захотелось всю эту страну «Медведию» показать моим зрителям. И себя я тоже туда поместила, в виде Машеньки, которая гостит у Медведя. Нарядилась, как положено, в красный сарафан, заплела русу косу, напекла вкусных пирожков и пришла к нему в гости. И очень мне там хорошо, в этой «Медведии». И кажется мне, что у каждого должна быть такая сказочная страна, куда можно улететь в мечтах и отдохнуть там душой.

Когда я бываю в гостях у Кати в её уютном доме, мне всегда кажется, что я попала именно в такую «Медведию». Совершенно, как на той картине, всегда у них накрыт стол, на который так умильно поглядывает её маленькая дочка, и так же уложены пирожки на блюдо, и так же алеет малиновое варенье в хрустальной вазочке. А после чая и разговоров Катя берет в руки гитару, и они с дочкой начинают петь на два голоса чудесные песенки про улыбку, от которой станет всем светлей, про голубой вагон, который бежит и качается, и даже более сложные, про альпинистов, которые идут в горы и про лыжи, которые у печки стоят.

- Дочке моей очень нравится со мной рисовать, - говорит Катя. – Нравится ходить на мои мастер-классы, нравится смотреть, как я расписываю тарелки и зонтики. Но больше всего ей нравится, когда я пишу ее портреты. Кстати, портреты я сейчас начала писать все чаще. И не только семейные. Хотя в свое время моя портретная серия началась именно с моих свадебных портретов. Уж очень хотелось увековечить этот счастливый для меня момент. Автопортреты я тоже люблю писать и вполне понимаю тех художников, которые в течение своей жизни писали себя не раз и не два. И Дюрер, и Рембранд, и Рубенс любили писать портреты костюмированные, театрализованные, мне тоже это очень нравится. И на моделей своих я всегда с удовольствием надеваю разные костюмы. Ну приятно же написать портрет юноши в гусарском костюме или красивую девушку в классическом русском платке, посостязаться с Тропининым и Кипренским. Моя портретная галерея - это уже целый театр самых разных лиц и образов. Недавно довелось даже писать портрет кота. На заказ, правда. Но мне очень понравилось. Удивительно умное и проницательное оказалось животное. Даже стала в голове мечта складываться – создать теперь уже живописную страну «Кошландию». Находится она, понятное дело, где-то поблизости от страны «Медведии». Но только в отличии от лесной «Медведии» моя «Кошландия» насквозь будет городская. Иначе, как же мои кошки будут гулять по крышам, сидеть на подоконниках, греться на батареях и так далее. У кошек свои забавы, но тем они и хороши. И, заметьте, как хорошо они устроились в человеческом мире, как изящно и ловко они нами манипулируют, так что мы этого даже не замечаем. Зато мы видим и любуемся их красотой и грациозностью. Недаром Леонардо да Винчи говорил: «Любая, даже самая маленькая кошка, это законченный шедевр».

А ещё Катя в последнее время любит рисовать море. Эта живописная влюбленность случилась у неё после поездки с семьей в Абхазию. Море настолько впечатлило художницу, что послужило темой для целой серии её новых работ. Живое, трепещущее, бурное или спокойное, оно предстает в работах Екатерины Тютиной-Зайковой той самой «свободной стихией», о которой писал ещё Александр Сергеевич Пушкин.

- Мне очень нравится образ волны, - говорит Катя. – Мне даже хочется называть ее «Волна», с большой буквы. Думаю, когда великий японский художник Кацусика Хокусай работал над своей знаменитой графической работой «Волна», он тоже думал о ней, как о живом существе со своим характером, со своей индивидуальностью. Недаром он её назвал не просто «волна», а «Большая волна в Канагаве». Она у него похожа на грозное, даже хищное существо, которое будто протягивает свои жадные пальцы к рыбачье лодке. Это очень выразительный символ рока. А моя «Волна», мне кажется доброй, ласковой. Она хочет с тобой поиграть, прокатить тебя на доске для сёрфинга, дать тебе ощутить упоение скорости, продемонстрировать свою мощь и силу, а потом мягко вынести на берег. Мне очень нравятся строчки Пушкина из «Сказки о царе Салтане». Помните, когда князь Гвидон, сидя в бочке, разговаривает с Волной: «Ты, волна, моя волна!

Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли – Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!» И послушалась волна:

Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько».

Когда я писала свою «Волну», я все время повторяла эти совершенно гениальные строки. Так что, мне кажется, что моя «Волна» тоже получилась доброй и ласковой. Доброй и ласковой, вообще, становится каждая работа, которая выходит из мастерской Екатерины Тютиной-Зайковой. Таково её простое и ясное творческое кредо. Она принадлежит к тем художникам, которые в жизни предпочитают идти «по солнечной стороне улицы». И жизнь отвечает ей взаимностью, будто нарочно посылая ей яркие впечатления, встречи с талантливыми людьми, удачные предложения, громкие проекты.

- Я прекрасно знаю, что каждый видит мир по-разному, - говорит художница. – И это замечательно. Наш мир – это очень талантливое и своеобразное место, это, я бы сказала, очень интересный проект. Знаете, я как-то слушала рассказ одного астронома о том, в самом начале наша Вселенная была очень темным и скучным местом. А потом, мало по малу, что-то начало происходить, началось какое-то движение, которое пошло по нарастающей. Так что стало с каждым мгновением становиться все интереснее и интереснее. Так что, не думаю, что мы в настоящий момент являем собой законченный шедевр. Всё ещё только в стадии становления. Но то, что происходит вокруг, все равно очень интересно. И художники, в этом смысле, находятся в очень выгодном положении. У нас есть время, желание и возможность наблюдать за этим миром, изучать его и, по мере сил, стараться создать свою живописную версию этого мира. Моя версия довольно оптимистична. Я вообще именно так смотрю на этот мир. Мне очень многое в нём нравится. И именно это меня вдохновляет. Цветы, дети, кошки, медведи, снегири, небо, облака, солнечные лучи, реки, трава, яблоки, птицы, звезды, любовь, поэзия, снег… Перечислять я могу очень долго. Это как в песенке из фильма «Звуки музыки». Там гувернантка Мария поет детям о том, что её в этой жизни радует. А порадовать её может даже элементарный «шницель с макаронами», не говоря уж о радуге или эдельвейсе. Так и мой список «любимых вещей» очень длинён. И его вполне хватило бы на десяток художников, а не только на меня одну. Кто-то конечно предпочитает в этой жизни видеть агрессию и жестокость и вдохновляться ими. Таких художников сейчас очень много. И такое искусство имеет большой успех. Это нормально. В конце концов, Шекспир тоже видел в этом мире и агрессию, и жестокость, и коварство, и предательство. Но у этого мира есть и другая сторона. Я предпочитаю её. Это мое право, мой выбор. В конце концов, даже громыхающий Маяковский сказал однажды «ведь если звезды зажигают – значит - это кому-нибудь нужно». Мне это очень нужно, и моим зрителям тоже. Я это твердо знаю.

Наверно, поэтому самые благодарные зрители художницы Екатерины Тютиной-Зайковой, это дети. И не только её маленькая дочка и её подружки. Катя любит показывать свои картины в художественных школах и школах искусств. Там ее всегда принимают с распростертыми объятиями. Так ее выставка «Прогулки», проходившая в галерее «АРТ-СОБЫТИЕ» (ЕДШИ 11, БЕБЕЛЯ 122Б) вызвала такой ажиотаж, что зрители потребовали ее продолжения.

- Мы очень любим работать с этой чудесной художницей, - сказала на открытии директор ЕДШИ 11 Любовь Чепайкина. – Наши воспитанники всегда радуются, когда они к нам приезжают. И ее чудесные медведи, и ее коты, и ее замечательные снегири, и даже просто деревенская поленница дров или ротонда в Харитоновском парке всегда вызывают у них восторг. Пока выставка у нас экспонируется, они бесконечно разглядывают эти работы, фотографируют их, фотографируются с ними и очень печалятся, когда работы уезжают. Катя всегда находит путь к их маленьким сердцам. Быть может, потому что она сама смотрит на этот мир по-детски открыто и весело. Ведь каждый ребенок уверен, что сказка всегда закончится хорошо, зло будет наказано, а добро восторжествует. Это очень важно для детей. И в мире живописи Екатерины Тютиной-Зайковой они чувствуют себя очень комфортно.

Да, екатеринбуржская художница Екатерина Тютина-Зайкова предпочитает в этой жизни «идти по солнечной стороне улицы». И это сейчас нужно очень многим. Мир, действительно, при всех его «недоработках», очень яркий и талантливый проект. И то, что мы в нем принимаем участие, это замечательно! Так давайте смотреть на звезды, ходить по зеленым аллеям, читая стихи и объясняясь в любви, и помнить, что иногда даже элементарный «шницель с макаронами» может поднять нам настроение!

СВЕТЛАНА ДОЛГАНОВА

 

Медведи пляшут, лес поёт…

Светлана ДОЛГАНОВА, (для газеты "Вечерний Екатеринбург" 18 декабря 2015)

 

Тютина-Зайкова Екатерина. Кому на Руси жить хорошо.  http://portret-ekaterinburg.ru/

В декабре в разы увеличивается количество сказочных выставок. Вот и екатеринбургская художница Екатерина ТЮТИНА-ЗАЙКОВА пригласила в живописную страну, где «на неведомых дорожках медведи пляшут в босоножках». Экспозиция открылась в галерее «Альбом» Музыкального училища им. П. И. Чайковского (ул. Первомайская, 22).

Даже свой автопортрет Екатерина нарисовала в сказочном сюжете и антураже — в виде Машеньки в красном сарафане, хозяюшки в медвежьем доме. Сам косолапый сидит за столом, за чайком с плюшками и баранками. И даже собственных родителей художница нарядила «медведями». Рассказывает:
— Мамочку изобразила в цветастом павлово-посадском платке, а папу — в шапке-ушанке и тулупе, точь-в-точь, как он и в жизни ходит. Я ведь выросла в небольшом уральском городке, там и лес, и речка, и все эти грибы-ягоды всегда были рядом. Так что я, по сути, совершенно деревенская девчонка, для которой леса-поля — вполне естественная среда обитания. Более того, это мир, в котором тебе известна каждая кочка, каждая берёзка и ёлочка. Как говорится, «в своём дому мимо печки не ошибёшься». И можно про любую полянку сказку придумать. Вот так моя «медвежья сага» и родилась. Я их просто однажды увидела — весёлых, мохнатых, сказочных, домашних и, конечно, совершенно неагрессивных. И как-то сразу это название придумалось: «Там на неведомых дорожках медведи пляшут в босоножках».
Медведи на её картине действительно радуются, устраивают и пикник, и перепляс. А в друзьях у них оказались красногрудые снегири. В этих птичках есть нечто праздничное. Они очень украшают нашу природу. Особенно зимой, когда всё вокруг становится таким монохромным, чёрно-белым. Вот чего-чего, а монохромности в работах Екатерины Тютиной-Зайковой вообще никогда не наблюдалось. Она видит мир по-особому, по-цветному. Из её мастерской одна за другой выходят работы, красочно рассказывающие о ясном небе, синих реках, зелёных лесах, золотистых яблоках, румяных пирогах.
Однажды Екатерина написала натюрморт с мечтой об идеальном Рождестве. Объясняет его появление просто: когда в семье появляется дочка, сразу начинаешь больше думать о праздниках, веселье, уюте. И картины сразу становятся сказочнее. Какие-то куклы в них появляются, погремушки, волчки… Жизнь у Екатерины Тютиной-Зайковой, судя по её работам, и впрямь светлая и оптимистичная. Если она пишет Екатеринбург, он практически всегда предстаёт перед зрителем удивительно солнечным и нарядным городом. Если едет куда-нибудь на пленэр, то уральские просторы открываются страной неисследованных чудес.
Уж такая это художница — видит мир сказочным. А сказка сказывается её кистью, под Новый год особенно чудесной. Вот и медведи заплясали.

Прогулочное настроение с этюдником.

Cветлана Долганова , (для газеты "Вечерний Екатеринбург", 23 апреля 2015)

 

Этим особым настроением легко проникнуться на выставке екатеринбурженки Екатерины ТЮТИНОЙ. Зрители, конечно, приходят сюда без палитры и этюдника, а вот молодая художница отправляется гулять непременно с этюдником. Результатом её прогулок и стали «Прогулки» — экспозиция, которая открылась в галерее «Арт-событие» в ДШИ № 11 (ул. Бебеля, 122б).

Сюжеты для живописных пейзажных историй Катя часто находит, гуляя с мужем и маленькой дочкой по екатеринбургским паркам и аллеям. Один из её «прогулочных» пейзажей, представленных в «Арт-Событии», называется «Отражение счастья». Удивительно одухотворённая и правдивая работа, искрящаяся оптимизмом. На переднем плане огромная весенняя лужа, которая уже даже не лужа, а целый маленький пруд, в котором отражаются деревья и пронзительно-синее небо. А по дорожке между деревьев идёт семейная пара с коляской. Вот и всё. Но всё лучится ощущением счастья этих двоих. Они вдалеке, в начале аллеи, лица неразличимы — только силуэты. И всё же мы чувствуем их настроение и, кажется, слышим счастливый весёлый разговор о будущем той, что в коляске. Таких работ у Екатерины Тютиной много.

Само понятие «прогулка», как ни странно, появилось относительно недавно — в XVIII веке. В разное время писатель и философ Жан-Жак РУССО во Франции и поэт-романтик Уильям ВОРДСВОРД в Англии сделали для себя, а заодно и для всего остального мира, одинаковое открытие: просто гулять по лесам и паркам — это очень здорово. Не мчаться куда-то по делам, не скакать, не совершать предписанный врачами променад. Просто гулять, и неспешно разговаривать при этом, и любоваться внезапно возникшими перед глазами пейзажами. Думать. Иногда сочинять стихи. Вот и у Анны АХМАТОВОЙ находим строчку: «Лёгкий груз одиноких прогулок я охотно опять понесу». Автор выставки «Прогулки» в ДШИ Екатерина Тютина, улыбаясь, комментировала для ВЕ свой вернисаж:

— Художники-пейзажисты все гулёны. Только с собой у тебя обычно не ахматовский «лёгкий груз одиноких прогулок», а этюдник, краски, иногда и зонтик с креслом. Но когда доберёшься до места, которое запало в душу, такое вдруг находит ощущение лёгкости, азарта… И словно начинается диалог между художником и «гением места», которое тебя вдохновило. Я, например, очень люблю забраться в какой-нибудь уголок в Зелёной роще или в парке на улице Ясной или встать у Царского моста и «разговаривать» с ними по-своему, на языке живописи.

Директор ДШИ № 11 Любовь ЧЕПАЙКИНА поделилась впечатлениями:

— Когда Катя привезла к нам в галерею «Арт-Событие» эту выставку, мы сразу почувствовали, что вместе с этими пейзажами, екатеринбургскими, деревенскими, природными, к нам вошло ощущение гармонии жизни. Она ухитряется видеть в этом мире, прежде всего, красоту и доброту. Это сегодня редкое и ценное качество. Даже когда Екатерина Тютина пишет какую-нибудь очень простую, совершенно бытовую сцену, например заготовку дров, она всё равно получается жизнеутверждающей. Смотришь и почти физически ощущаешь запах опилок, свежий и бодрящий деревенский воздух и даже тепло не остывшей русской печи в доме, рядом с которым умостилась поленница...

На выставке «Прогулки» для внимательного глаза и впрямь много открытий. Вы совершаете «прогулку» вдоль рядов картин и останавливаетесь около натюрморта «Рябина весной»… И вдруг ощущаете укол удивления: оказывается, рябина весной не менее прекрасна, чем осенью, когда она светится рубиновыми гроздьями. Просто осенняя красота рябины уже всем привычна, «запатентована». А вот весенняя рябина — так ново, необычно.

Пейзаж «Жаркий вечер в Харитоновском парке» — прогулка в моём любимом, единственном в Екатеринбурге «английском» парке. Прогулка, продолжающаяся и в пространстве, и во времени. Голубая барочная Вознесенская церковь над главным «холмом» Екатеринбурга, белоколонная ротонда парка, Харитоновский дом, знающий столько историй, — всё создает атмосферу встречи со старым, мудрым, светлым другом.

Директор Любовь Чепайкина продолжила свой рассказ:

«Красота для Екатерины — основополагающее понятие. Она умеет её находить повсюду и сама умеет её создавать. Из всего. На мастер-классе для учащихся детской школы искусств № 11 она показала, как можно из обычной бутылки, куска марли, нескольких блёсток и фантазии создать настоящий шедевр. Вообще, расписать она может буквально всё — зонты и сумки, бокалы и тарелки, чашки и бутылки, мебель и холодильники. И наши дети, глядя на то, как она работает, тоже начинают понимать, что этот мир можно украсить, сделать лучше и добрее. Нужно только захотеть. Взглянуть на него творчески. Даже если ты просто идёшь по городу прогулочным шагом»

Федор Морозов : В поисках радости.

Все мы хотим одного: – счастья.
Но где его искать, как найти дорогу к нему,
что сделать, чтобы быть счастливым? Это непростая задача.
Она иногда занимает много времени. Но это того стоит.
Покупается ли оно за деньги, или как вдохновение снисходит
на нас свыше, интересный вопрос!?. А давайте поговорим о
счастье и прекрасном.
Вспоминается древняя притча. После того, как Всевышний создал
небо и землю, он сотворил человека. И спросил у него, чего он
желает. – Человек ответил: «счастья» . Ничего не сказал Создатель,
а просто вложил кусочек глины в руку человека…
Да, наверное, счастье художника особенное. Он волен воплощать
свои самые невероятные, невиданные замыслы. Он может дружить,
общаться с птицами, деревьями, бабочками…драконами, единорогами,
которые населяют магическую страну его Воображения. Он умеет увидеть
красоту повсюду, он воодушевляется, «загорается», у него так много
радости, что ему хочется поделиться, создать что-то невообразимое и
прекрасное. И зрители, отбросив суету и скуку, пробуждаются,
начинают улыбаться, чувствовать себя лучше, здоровее, счастливее.
Художнице Екатерине Тютиной повезло. Она сумела стать счастливой,
найти гармонию с собой и миром, полюбить цветы, здания, облака,
людей, город, в котором она живет (несколько лет назад она приехала
в наш город). Сколько замечательных мест она вновь «открыла» для нас.
Оказывается, мы живем в талантливом, потрясающем, необыкновенном
городе, где есть потаенные, укромные уголки. «Харитоновский парк»,
с белоснежной Ротондой, что как Лебедь смотрится в зеркало вод.
Этот сюжет очень нравится Екатерине, своей какой-то классической
статью, имперским величием. Она обыгрывает его по-разному: с дневным
и вечерним освещением, настроением, осенью и весной.
А вот среди высоких деревьев «притаился» Дом Железнова, с изогнутыми
арками и сводами, башенками, с узорчатой, кованой оградой, этакий
дом-пряник, сказочный теремок, с характером старого, но мудрого
существа, много повидавшего и пережившего. Замечательна картина,
живописующая Зеленую Рощу, где сейчас находится Ново-Тихвинская Обитель.
Быстрыми темпами восстанавливают Храм Александра Невского. Работа очень
лиричная по звучанию, «слякотная» и «мокрая» по ощущениям (на переднем
плане подтаявшие лужи), какая-то вся весенняя, открытая настежь
всем ветрам. Так и хочется прийти туда и приобщиться к спасительному
огоньку веры, без которой так неуютно и холодно на душе. Интересна
по названию картина «Прогульщик», где мальчик пускает кораблик в
ручеек в парке. Он как капитан дальнего плавания, сильный и свободный.
А дома его ждет «головомойка». Но в данную минуту он счастлив,
он радуется приходу весны, а что будет потом – будет потом, ведь
по большому счету он не делает ничего плохого, он просто хочет
радости и солнца. Не будем его осуждать, он просто мальчишка,
сорванец, каким и я был когда-то. И все мы. А кто бы мог подумать,
что полотно названное «Два друга» может изображать старый,
покосившийся дом и узловатое, согбенное дерево, которое словно
обнимает своего «деревянного» собрата. Они поддерживают друг друга,
они много знают друг о друге, и уже до конца будут вместе, разделив
и общие радости и горести.
- Когда я вижу перед собой ослепительно белоснежный лист бумаги
или холст, натянутый на подрамник, - улыбается Екатерина, я ощущаю
вызов, прилив «креатива», очень сильные эмоции. Мне хочется тут же
воплотить свои мысли, впечатления. Во мне так много энергии,
А вдохновение я черпаю из каждого трепетного, неповторимого
мгновения жизни. Я научилась радоваться, как осенней слякоти,
так и зимнему морозу, городской суете или деревенской тишине.
Я знаю, что мне предстоит еще много работы, чтобы стать зрелым
мастером, но я люблю свою работу, и верю, что у меня все получится.
Я ощутила себя невероятно счастливой, когда увидела какими
восхищенными глазами зрители смотрели на мои работы.
На всех работах Екатерины почивают, присутствуют отблески света,
счастья, нежности и приятия нашего странного, но такого чудесного мира.
Да, она живет, как и мы в непростом мире, где есть болезни, войны
и разочарования, но она знает цену простому, человеческому,
настоящему счастью, радости материнства, радости супружества,
радости общения, радость человека, у которого есть призвание,
который знает, что он может и что он хочет, который сделает
наш мир светлее и блистательнее.
И поэтому на ее работы хочется смотреть, разглядывать, замечать
детали и полутона. А сама Екатерина в жизни еще более обаятельная,
открытая, восхитительная, чем на своем «Автопортрете»; где на фоне
средневекового замка, в легкой дымке-сфумато, Прекрасная Дама в
изысканном платье, с глубоким декольте, с яркими цветами в руке,
удивительно нежно улыбается не то зрителю, не то сеньору или
синьорите, желая хорошего вечера и настроения.
А серия ее натюрмортов с яблоками, апельсинами и виноградом
передает «спелое» настроение юга и лета. Они, будто посыпаны
золотистой пыльцой, их хочется смаковать, пробовать спелую мякоть
на вкус, они приглашают отравиться в далекое путешествие за счастьем
в Испанию, по дорогам которой бродили Дон Кихот и Санчо Пансо,
или в Африку, где живут слоны и летают пестрые попугаи…
А художница просто знает секрет счастья. Он прост: «самого
главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».
Да, это произнес Антуан де Сент Экзюпери. Но его слова по-прежнему
актуальны. А счастье естественно, как свежий ветер, который
наполняет паруса, летящей по морю яхты, как обаятельная улыбка
красивой женщины, как любовь, что движет Солнце и Светила;
как цветок, который раскрывает свои лепестки и нежно колышется
в такт реке, несущей свои воды в океан. И поэтому «если хочешь
быть счастливым – будь им!». Найди свое, сокровенное счастье и
поделись им с другим. И тогда в мире будет больше благости, радости,
творчества и красоты. А Екатерина Тютина вписала просто и элегантно
в «Книгу благодарностей» нашего удивительного мира яркими красками
и запоминающимися образами свое ощущение, когда молодая женщина
«распускается», словно бутон редкой орхидеи, а его аромат
разносится далеко, далеко. Правда, вы это почувствовали!?
Светлана Долганова: И рисовать, рисовать, рисовать...

Люблю картины с яблоневым цветом. И с гроздьями рябины тоже.
И с васильками, и с грозовыми тучами. И с золотистыми спелыми грушами.
А кто этого не любит. Какие бы мы ни были пылкие поклонники авангардного искусства,
никто из нас не откажется погрузиться в атмосферу простых вещей, пейзажей, искусно
изображенных художником на холсте..
Помнится, разговаривала с сотрудником эрмитажа, и он признался, что из всего
богатейшего эрмитажного собрания он выбрал бы для дома несколько работ кисти
“малых голандцев”, пару натюрмортов Хальфа, пару сценок Терборха и какую-нибудь “марину”.
Что ж, человечество, изобретшее уют, крепко держится за него.
И художники, умеющие играть на этой струне, - изначально в выигрыше.
Такие мысли пришли мне в голову, когда я попала на выставку молодой художницы Екатерины Тютиной.
На вернисаже было людно, и многочисленные зрители с умилением взирали на пейзажи,
натюрморты и портреты. Виновница торжества с охапкой букетов принимала поздравления.
Она и сама была веселая и яркая, как и ее картины.
Я прошлась между рядами зеленых рощ, речных ландшафтов, залитых солнцем лугов
и остановилась перед картиной “Воробьишки”. Всущности ничего особенного.
Просто двое детишек сидят на заборе. Вернее девочка сидит на перекладине,
а мальчик гордо стоит на неустойчивом чурбачке. Кругом заснеженные деревья, искрится иней,
щеки у детишек раскраснелись, глазенки блестят.
- Это я нарисовала брата и племянницу, - раздалось у меня за спиной. Катя Тютина вела экскурсию
по собственной выставке... - Просто однажды увидела их сидящими на заборе.
Какие они были яркие и веселые! И что-то там свое щебетали, как настоящие воробышки.
Вообще-то картины частенько рождаются таким образом. Художник должен очень внимательно
смотреть вокруг. Так Екатерина увидела, например, свою “Прогулку после грозы”.
- Когда несколько лет назад я приехала в Екатеринбург, - вспоминает художница,
- то очень много бродила по городу, была влюблена в его улицы, проспекты, дома, особнячки.
С городом можно знакомиться как с человеком, восхищаться им или возмущаться.
И рисовать, рисовать, рисовать... Это еще импрессионисты поняли, что один и тот же собор или стог сена
может в разное время суток или в разное время года выглядеть по-новому.
Екатерина очень любит рисовать Ново-Тихвинский женский монастырь, аллеи в Зеленой роще...
Екатерина считает, что живопись - это своеобразная машина времени, может перенести в любую эпоху,
страну. Благодаря ей можно побывать в Древнем Риме или Империи ацтеков, а потом опять вернуться в
Екатеринбург и пойти рисовать плотинку.Это хороший город, в нем живут красивые люди,
растут удивительные цветы и мудрые деревья. Его интересно рисовать и фотографировать,
потому что он умеет менять свои обличья.      
Долганова С.В.
член международной ассоциации
искусствоведов

 
Если Вы ознакомились с моими работами и готовы сделать заказ, то можете присылать
Подготовленные Вами фотоматериалы, с которых я буду рисовать или писать портрет
на мой контактный E-mail для просмотра:
tkat82@mail.ru
тел.: 8-904-98-600-96
В разделе пейзажи представлены картины с видами города и села. В тёплую погоду я много времени провожу на пленэре, поэтому большинство работ написано с натуры. В городских пейзажах запечатлены те самые уходящие мгновенья, которые мы называем историей. Особенно люблю писать старинные дома, храмы, вокруг которых витает аура исторического прошлого. Село для меня - это всегда тёплые воспоминания детства, поскольку я родом из небольшого уральского посёлка. И, наверное, это одни из самых замечательных моментов для меня, как для художника, когда остаёшься наедине с природой, среди которой прошла беззаботная часть моей жизни.
Портреты – это, в основном работы, написанные по фотографии. В наше время людям сложно выбрать время для позирования, а создание классического портрета с прорисовкой и детальностью требует много времени. Поэтому, конечно, удобнее выслать фотографию по электронной почте. Тем более живопись всегда была и остаётся замечательным подарком родственникам, друзьям и коллегам. А если Вы готовы позировать столько, сколько будет нужно, то я буду очень рада написать для Вас портрет с натуры. Для меня это - особый жанр, молчаливый диалог между портретируемым и художником. Перенося черты лица на холст, изучаешь характер отдельного человека, его сущность, показывая, прежде всего его положительные качества.

© 2016 www.portret-ekaterinburg.ru